Работать с красками увлекательно и сложно. Еще с раннего детства сохраняется интерес, какой цвет получится, если смешать краски. Постепенно забава превращается в хобби, рабочий процесс, когда приходится подбирать оттенки, например, для окраски авто при ремонте после ДТП. Или смешивать красящие составы, которыми будут окрашивать фасад здания, забор, другие постройки.
В этом случае при смешивании важно знать, какой цвет получится, если соблюдать правила:
- какой цвет брать за базовый;
- нужен ли оттенок у «чистого» цвета;
- как составить цветовой круг из красок.
Колористы в совершенстве владеют наукой и сходу замешивают любой оттенок. Например, если смешать розовый и зеленый, получится темно-серый цвет. Им остается лишь подобрать конкретную массу каждой краски, чтобы получить результат, неотличимый от оригинала (вещи, которую собираются подкрашивать). В статье пойдет речь о правилах, закономерностях при смешивании различных составов.
Основные и дополнительные цвета
Система подбора основана на трех основных (базовых) цветах – красном, синем, желтом. Еще есть три дополнительных – фиолетовый, оранжевый, зеленый. Это «фундамент», который применяется буквально во всех направлениях, где востребовано смешение цветов. Специалисты пользуются для принятия решения диаграммами, по которым сразу видно, какой цвет выйдет при смешивании красного и желтого. Или в смеси красного с синим.
На практике ситуация усложняется из-за факторов:
- краски состоят из пигмента и связующего;
- основа бывает разной (масляная, акриловая, анилиновая и пр.);
- различные типы компонентов отличаются по свойствам.
Результат, в итоге, также меняется. Если взять краски разных производителей, тестовое смешивание покажет, что ответ на вопрос, какой цвет получится при соединении зеленого и красного, сложный. С одной стороны, здесь работает обычная физика и выходит примерно одно и то же. Но с другой у одного бренда всегда получается оттенок темнее или светлее.
Получение дополнительных цветов
Если смешать основные цвета попарно, получаются дополнительные. Здесь важно соблюсти равные пропорции, тогда результат будет «правильным». Подбор оттенка производят уменьшением объема того или иного компонента пока не будет достигнут результат.
Варианты равномерного смешения:
- красный + желтый – оранжевый;
- красный + синий – фиолетовый;
- желтый + синий – зеленый.
Так, если смешать синий и красный в пропорции 1:2, узнать, какой цвет проявится выйдет лишь по мере приготовления тестовой порции. Чтобы получить чистый фиолетовый, пользуются пурпурным или розовым вместо ярко красного. Последний содержит в себе желтый цвет, из-за которого оттенок смеси часто отказывается похож на «грязь». Колористы иногда специально делают пробы в чистую, чтобы понимать причину работы с «промежуточными» цветами.
Поэтому игра с оттенками часто дает желто-оранжевый, красно-оранжевый, красно-фиолетовый и сине-фиолетовые составы. Еще больше вариантов получают, если к комбинации основных цветов добавляют дополнительные. Какой цвет будет, если смешать желтый и синий, а еще к ним добавить розовый, выяснится только после тестовой пробы.
Цветовой круг – как его сделать
В профессиональных областях и хобби принято использовать так называемый «цветовой круг». Его рисуют, распечатывают, включая в него по алгоритму основные, дополнительные цвета. Так, круг сначала делят на 12 частей. Вершины треугольника (сектора) заполняют основными цветами. При навыке работать с таким инструментом, сразу понятно, какой цвет получится, если смешать синий и красный. Или зеленый и красный.
Цветовой круг актуален, если планируют какое-то время использовать краску конкретного бренда. При каждой замене требуется прорисовывать его заново.
После этого составляют производные, полученные из смешения основных, и окрашивают ими все центровые части секторов. Затем слева и справа размещают оттенки, полученные от добавления еще одной части прилегающего цвета. Постепенно прорисовывают логически завершенный круг. Тогда он уже становится полноценным рабочим инструментом для тех, кому необходимо знать, какие цвета допускается смешивать, а какие нет.
Получение требуемых оттенков
Природные цвета обычно именуют «хроматическими». В окружающей среде не встретить белый, черный и серый без примесей. Их относят к ахроматическим. Оттенки получают сочетанием этих двух типов цветов. Так, розовый выйдет из красного и белого. Чем светлее требуется оттенок, тем больше берут белого и наоборот. Светлые тона называют пастельными. Здесь становится сложнее предсказать, какой цвет получится, если перемещать зеленый, красный и тот же белый.
За счет подобных комбинаций играют оттенками:
- приглушенный тон получается при добавлении серого;
- насыщенный цвет превращается в темный из-за толики черного;
- легкие, очень светлые оттенки получаются добавлением пигментов в белую краску.
Колористы проводят целые эксперименты, которые далеки от простых опытов, дающих результат, какой цвет будет, если смешать красный и синий. Состав интересных комбинаций записывают по граммам с учетом производителя краски, типа связующего, последовательности добавления.
Как смешать краски, чтобы получить нужный цвет
Простые оттенки возникают при смешивании базовых и дополнительных цветов. Сначала берут за базу конкретный объем одного красителя. Затем в разных емкостях намешивают различное количество второго. Будет проще подбирать необходимый вариант, если отталкиваться от ровного веса, объема или количества мерных емкостей.
В домашних условиях палитрой часто становится пластиковая тарелка или другой подобный предмет обихода.
Если требуется подобрать оттенок для покраски стен, пола или мебели, каждый образец наносят на материал, который предстоит окрашивать. Результат определяют после полного высыхания. Так же поступают при подборе автомобильной краски. Здесь не получится ограничиться простыми тестами в стиле, какой цвет выйдет из красного и желтого или зеленого плюс синего. Только эксперименты под запись.
Как получить оттенки красного
Пробы колористки часто начинают с красного. Он один из трех основных цветов, получить его при смешении каких-либо красок не получится. Такой пигмент получают из природных материалов. И используют в качестве основы для получения оттенков. Применяемых на практике вариантов масса.
Распространенные цвета:
- розовый – белый и чуть-чуть базового;
- каштановый – основной плюс черный, коричневый;
- томатный – красный вместе с желтым, коричневым;
- бургундский – базовый + коричневый, черный и желтый;
- малиновый – синий, белый, красный и коричневый;
- сливовый – основной с белым, синим и черным.
Конечно, ради эксперимента пробуют, какой цвет получится, если смешать красный с зеленым. Но дальше проб обычно не продвигаются. Все-таки обычно в интерьере, ландшафтном дизайне, одежде используют общепринятые оттенки. Существуют каталоги цветов, где представлены их эталонные значения. Их применяют при разработке проектов, в графических программах, при заказе визиток, баннеров, другой печатной продукции.
Оттенки зеленого
Получают чистый зеленый цвет путем смешения желтой и синей краски. Он не относится к базовым и это является причиной сложности работы с его оттенками. Крайне сложно получить одинаковый тон, если нет достаточного количества зеленой краски. Мастера не берутся окрашивать им изделия, если очевидно, что придется смешать цвета еще раз (дополнительно).
Варианты с участием зеленого цвета:
- бледно-зеленый – желтый, синий плюс черный (для глубины);
- травянистый – желтый с синим и зеленым;
- оливковый – база + желтый;
- хвойный – основа, желтый, черный;
- зеленый папоротник – белый с добавлением зеленого, черного;
- изумрудный – желтый с базовым, белым;
- салатовый – желтый, белый и зеленый;
- морская волна – основной, черный плюс белый.
Заострим внимание, что некоторые составы, на первый взгляд, идентичны. Но это не так, в каждом из них есть особенность – разный процентный состав красок. Стоит добавить больше белого, как из изумрудного предмет становится салатовым. И наоборот.
Синий и его оттенки
То же происходит, если проводят опыты, какой цвет получится, если смешать синий с желтым или красный и синий. Здесь необходимо учитывать, что природный синий встречается темным и ярким. Что также влияет на итоговый оттенок. Основа влияет на результат, поэтому важно для получения большого объема красящего состава брать одно и то же сырье.
Варианты оттенков:
- бирюзово-синий – синий с небольшой добавкой зеленого;
- бело-синий – белый с синим;
- королевский синий – синий плюс черный и каплей зеленого;
- темно-синий – синий с черным и зеленым;
- серо-голубой – белый с добавлением светло-серого и синего;
- васильковый – фиолетовый плюс красно-коричневый с каплей синего и черного.
Еще получают бирюзовый, когда соединяют голубой и зеленый. Чем чище берут оттенки, тем лучше результат. Хотя встречаются задачи по получению «грязных» оттенков. Здесь также стоит поначалу экспериментировать, какой цвет получится, если смешать зеленый и синий, красный и голубой или синий и желтый. Преобладание одного оттенка дает один результат, другого – иной. Профессионал всегда опробует все доступные варианты и запишет, сколько наливать краски конкретного цвета.
Как получить серый
Интересен способ получения серого цвета. Здесь не предскажешь тон цвета при смешивании красок более 2-3 единиц. Его получают для того, чтобы потом использовать в качестве базового. Благодаря нейтральному оттенку он подходит практически под любое сочетание. Самый простой способ – это смешать в равных пропорциях белый и черный. Но на практике часто требуется не «чистый» цвет.
Варианты получения серого:
- красный и зеленый;
- желтый и фиолетовый;
- оранжевый и синий.
Всего набирается оттенков серого минимум как у красного или голубого. Они не яркие, но разница все равно визуально ощущается. Например, перламутровый получают путем добавления черного и небольшого количества синего. Розоватый выйдет от капли красного или черного. Зеленоватый из-за добавления белого и зеленого. «Чистое» смешение черного с белым дает угольный цвет.
Непростой коричневый
Средний оттенок коричневого получают путем смешения в равных долях трех основных цветов. В этом случае получается нейтральный тон, его не отнести ни к теплым, ни к холодным. Также легко добиться результата смешением цветов второго, третьего уровня.
Варианты:
- красный и зеленый;
- оранжевый и синий.
Когда нужен определенный оттенок, добавляют по 2-3 разных красителя. Так, шоколадный требует добавления к светло-коричневому добавить «темный индиго». Горчичный – желтый, красный, чуть зеленого и черного.